Виталий Попов (fariaf1) wrote,
Виталий Попов
fariaf1

Фильм Вуди Аллена «Будь что будет»



Фильм Вуди Аллена «Будь что будет» (англ. Whatever Works), 2009 года, - это размышление режиссёра о сущности человеческой природы, о попытках человека изменить мир и о тщетности любых человеческих стараний перед лицом непреодолимой порочности человеческой натуры. Иначе говоря, Вуди Аллен, считая человека бесконечно неисправимым животным, старается доказать это себе и другим, соответствующим образом выстраивая различные сценарные решения в угоду изначально постулированному утверждению.


Вначале фильма четверо друзей, среди которых главный герой фильма – Борис Ельников, ведут оживлённый спор, по всей видимости, о религии и человеке. Борис, в числе прочего, заявляет, что все религии превратили в корпорации. С большинством его заявлений друзья категорически не согласны, и тогда Борис даёт себе труд до конца разъяснить свою позицию.

«Основные заповеди Христа – правильные! – утверждает Борис. – Кстати, они схожи с учением Карла Маркса». На это уточнение друзья в ужасе в удивлении вопрошают: «Что же в них общего?».

«А что, нет? – в свою очередь удивляется Борис. – Справедливость, демократические принципы управления государством. Но здесь есть роковая ошибка! Все эти идеи основаны на ошибочном представлении о том, что все люди от природы добры. Что если они смогут, то будут поступать хорошо. <…> Люди сами портят себе жизнь. Вынужден признать – люди неудачный биологический вид».

Высказавшись и ещё немного поспорив с друзьями, Борис внезапно начинает смотреть прямо в камеру, и обращаться напрямую к зрителю, разрушая, так называемую, «четвёртую стену».

Прежде всего он посылает всех идиотов, собравшихся в зрительном зале посмотреть очередную комедию с попкорном – в сад (?). А дальше начинает «свою историю». Сам он, по его собственному утверждению, – гениальный физик, но, при этом, очевидным образом несчастен в семейной жизни. Но, лучше на это смотреть самостоятельно.



Можно сказать, что Вуди Аллен убеждает себя, и старается убедить в том же своих зрителей, что человек критически зол от природы, и что никуда от этого не убежать. И всё, что остаётся человеку, это по каплям искать в жизни счастье, хоть бы оно было добыто ценой самых разных отклонений и извращений общественной нормы.

Учитывая тот факт, что целевой зритель данного фильма американец, или, если брать шире, – западный зритель, то именно ему подготавливает таким нехитрым образом «правильное» сознание для будущей жизни в капиталистическом обществе режиссёр Вуди Аллен.

По сути, эта картина отражает то представление западного человека о западной же цивилизации, которое было свойственно ей каких-нибудь пятьдесят лет назад. Согласно этому представлению, человек по природе своей неисправимо зол, но коль скоро наша сегодняшняя цивилизация очевидным образом в лучшую сторону отличается от той точки, с которой наши предки начинали её построение, то прогресс, как великий локомотив нашего нарастающего комфортного существования, является неотменяемой ценностью и залогом нашего сегодняшнего и будущего существование. Обеспечение же этого прогресса возможно путём эксплуатации злого человеческого начала, признаваемого как неотъемлемая часть человеческого существа, и загнанного в рамки элементарных норм поведения во избежание катастрофы. Если все положения этой нехитрой формулы будут соблюдены, то все будут бесконечно счастливы. Так утверждалось прежним западно-капиталистическим обществом. Так же говорит и Вуди Аллен.

Но такое положение дел, с определённого момента прекратилось. И уже в фильме те нормы, которые служили необходимыми нравственными ориентирами для западного человека, разрушаются. Под норму подгоняются совершенно невообразимые ранее извращения и отклонения.

Для учёного утрачен смысл жизни, жизнь пугает и разочаровывает. Единственный выход – выход в окно. В крайнем случае – сожительство с молоденькой глупой девчонкой.

Глубоко религиозная семья разваливается по причине измены одного из супругов, а при попытке восстановить прежние отношения оказывается, что бывшие супруги, в общем, счастливы новому положению дел. Некогда ревностная католичка делит ложе с двумя похотливыми продюсерами с денежными мешками, а некогда ревностный католик увлечен новым знакомым гомосексуалистом.

Прежние устои пошатнулись, общество рушиться. Но «будь что будет», говорит нам Вуди Аллен, «всё работает»! Для нового мира неотменяемой ценностью уже не является прогресс и человеческое развитие. Главной ценностью стало ощущение счастья, как-то ещё заглушающее звенящую бессмысленность существования.

Tags: Вуди_Ален, США, запад, кино, постмодерн, ценности
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments