Виталий Попов (fariaf1) wrote,
Виталий Попов
fariaf1

Общество безразличия. Почему прилюдно расчленять льва антигуманно, и зачем это всё равно делают?



Два дня назад, я обратил внимание на новость, посвященную некоему мероприятию в одном из зоопарков Дании, где прилюдно, собрав многочисленную группу детей – младших школьников, работники зоопарка расчленяли труп убитого льва.

Я написал заметку по этому поводу (Детям показали льва. Подходы в воспитании), обратив внимание на то, что организаторы нагло присваивают своей деятельности образовательный статус, а так же на то, что подобный подход в воспитании, скорее присущ исключительно капиталистическому обществу с либеральным уклоном, потому как культ свободы, рано или поздно развивается в культ вседозволенности. В обществе же социалистическом, подобным не занимаются даже близко. Возможно, проблема заключается ещё и в том, что изначально каждый человек свободу понимает весьма приватно.

Напротив, в СССР, который стало модно называть «империей зла», в особенности в постсоветскую эпоху его «расчленения», образ животного наделялся высшими качествами человека и демонстрировался для детской аудитории в сказках, кино и мультипликационных фильмах в образе нравственного героя, на которого можно и нужно ориентироваться в жизни. Собственно воспитательная функция сказочных, вымышленных и нереалистичных персонажей заключается именно в этом. Более яркого примера двух, принципиально разных подходов в воспитании, в двух разных типах общественного строя, подыскать сложно. Справедливости ради нужно заметить, что и на западе не редко встречались подобного рода сказки и мультфильмы (например «Король лев»), но постепенно их становилось все меньше.

В социалистическом обществе, образ зверя, особенно если этот зверь в реальности обладает огромными размерами и незаурядными, в животном мире, способностями, эксплуатируется в качестве близкого и понятного для детей ориентира, наделенного определенными человеческими моральными качествами, но не обремененного еще всей сложностью, присущей человеку. Теперь, в капиталистическом обществе вседозволенности, привычный образ «царя зверей» разрушается в дикой, непотребной для ребенка форме – убийством и расчленением.

В сущности даже не важно, связано ли восприятие ребенком того или иного сказочного животного, с моральным героем, установленным культурным контекстом. Вопрос же заключается в конкретном подходе в воспитании детей. Очевидно, что демонстрация расчленения трупа вызовет психологический и эстетический шок у ребенка, с возможными психическими и иными последствиями. Собственно на видеозаписи мероприятия прекрасно видно как дети реагируют на подобную демонстрацию, закрывая глаза руками и одеждой, отворачиваясь, всячески борясь с отвращением.

По сути – это есть не что иное, как прививка от сострадания в раннем возрасте. Перебарывая отвращение, каждый раз вживую переживая подобный шок, психика очерствляется, человек поборов в себе «природную доброту», навсегда останется злым. Называть подобное образованием – значит окончательно свернуть с пути гуманизма. И здесь проблема не столько в убийстве, сколько в показушности этого убийства. Есть что-то в этом от показательных убийств илотов спартанцами, для большего устрашения рабов.

Мне казалось, что с теми или иными оговорками частностей, подобный «образовательный» подход сотрудников зоопарка, для всех является очевидным извращением нормы воспитания. Это же подтверждают массовые недовольства граждан, всякий раз – как волна, проходящие в Дании, после очередной «образовательной» акции в зоопарке.

Оказалось, впрочем, что многие искренне не понимают не только генезис подобных явлений, но и не в состоянии отличить норму от извращения, и вполне откровенно признаются в этом. Во многом, к сожалению, это обусловлено повсеместным засильем т.н. превращенных форм (об этом ниже), низвергающих общество в архаику доисторических времен, отчуждая общество в целом, и каждого человека в отдельности, от некоего идеального начала. Такое общество еще называют общество потребления (постмодерн), противопоставляя обществу созидания, развития, прогресса (модерн, позже - сверхмодерн).

Приведу в качестве подтверждения царящего в обществе тотального нигилизма свою переписку с неким комментатором, отреагировавшим на новость из зоопарка Дании.

Комментатор: Вообще-то баян, но, раз уж его снова вспомнили, хочу повторить (может, в этот раз, кто-то объяснит, что тут и кого шокирует). А именно - вот что интересует: на каналах домохозяек, насколько я в курсе, регулярно показывают расчленение куриц. Пока не начали львом этим возмущаться, лично я не подозревал, что, в силу этого, соответствующие каналы считаются одними из самых суровых и ужасающих.

Я: На канале для домохозяек курицу ловят, убивают, потрошат? А дети, понятно, не смотрят мультфильмы про зверей, они смотрят каналы для домохозяек?

Комментатор: ну потрошат - определённо. И, думаю, если ребёнок переключит на соответствующий канал - в обморок не упадёт. Как и - если заглянет в морозильник, а там (о, ужас!) - препарированная курица! Или корова!

Я: Вы точно представляете себе, чем готовое для приготовления мясо отличается от убитого животного?

Комментатор: не особенно; но, повторяю, процесс потрошения и готовки куриц показывают домохозяйкам. И никто, вроде, не ставит на этих передачах "18+".
(зачем-то привел ссылку на кулинарное шоу) - суровое видео.

Я: Ну, если вы не в состоянии отличить детские мероприятия от программ для домохозяек, одно животное от другого, норму от извращения, лучший выход, понятно, бесперебойно нести один и тот же бред.

Комментатор: а какая разница между разными животными? Чем, с точки зрения морали, препарирование льва отличается от курицы? Честно говоря - действительно не понимаю; а вы, если понимаете, попробуйте, пожалуйста, сформулировать. Что же до разницы между детскими мероприятиями и каналами домохозяек - думаю, она есть. Конечно, с последними я не слишком знаком (да и с первыми не очень) - но, если из стереотипов исходить, по крайней мере, то именно для домохозяек считаются самыми спокойными передачами, перед которыми детей если посадить - они просто уснут (а отнюдь не будут от ужасов трястись).


Честно говоря, я растерялся поначалу от подобной наивности, и убедил собеседника в том, что не имею должного педагогического образования, чтобы объяснять детям дошкольного возраста какие-то базовые основы должного и нежелательного.

Не в качестве запоздалой реакции на комментарии, но для полного раскрытия темы продолжу, оставив без внимания аргумент про канал для домохозяек – по-моему здесь-то уж точно всё понятно.

Итак, собравшиеся поглазеть на подобное зрелище взрослые, и взрослые, приведшие с собой детей, по всей видимости не против этих извращений, либо не подозревают о том, что это, собственно, извращение. Некоторые, в ответ на сомнения о необходимости присутствия на мероприятии детей, ссылаются на историю Дании, изобилующей примерами подобного поведения охотников, которые поохотившись, тут же разделывают свою добычу. Это де историческая традиция Дании, когда взрослые показывают подрастающему поколению как именно нужно охотиться и как поступать с добычей.

Это типичный пример иррациональной превращённой формы, описанной еще в XIX веке Карлом Марксом, когда вещь наделяется свойствами общественных отношений, и эти свойства выступают вне связи с человеческой деятельностью и исторической действительностью. В данном случае акт охоты и разделывания добычи лишен содержания, в рамках которого а) возникает жизненная необходимость охотиться; б) исторический, он же технологический контекст; в) необходимость в определенном возрасте (!) готовить детей к охоте и всему тому, что для этой деятельности необходимо (эмоциональная, физическая, интеллектуальная зрелость); г) наличествует некое состояние человека во взаимодействии (взаимоотношении) с природой, с объектом охоты, подразумевающее определенный оправдывающий поступок человека самим роком (судьбой), а значит гуманистический, аспект. Таким образом лишенная своего содержания форма, является антиисторическим, а значит антигуманистическим явлением – попыткой вывода общества за рамки исторического восхождения и усложнения. Примат формы над содержанием предельно опрощает человека, убивает в нем волю к сложности, способность обращаться к смыслам, оперировать образами, короче говоря всё то, что и отличает по-настоящему человека от животного.

При этом организаторы, как уже было сказано, однозначно трактуют причину своего мероприятия задачами образования, и целенаправленно организуют для этого показ целым группам детей младшего и среднего возраста.

Оговорив извращенность подобного подхода, с точки зрения образования, и отсутствие социального смысла данной деятельности, то есть наличие формы, лишенной своего изначального содержания, можно констатировать пагубность и неоднозначность целей, преследуемых организаторами подобных мероприятий и их лоббистами.

А посему, ещё раз повторю то, о чем сжато пытался сказать в предыдущей заметке – в мире произошла колоссальная подмена. Либеральное, свободолюбивое западное общество мутировало в общество тотальной несвободы. В общество, где либеральная идеология ставится превыше всего, а инакомыслие недопустимо, в общество, где с малолетства человеку внушают: мир – это зло и отчуждая человека от «идеального», лишают его гипотетической возможности думать иначе. Так как отчуждение от «идеального»:

1) исключает моральный ориентир и способность отличить подлинное от неподлинного –
такому человеку можно внушить всё что угодно, черное называя белым, зло – добром, а ложь – правдой. Мерзкая фраза кого-то из отечественных либералов: «Пипл схавает», именно об этом;

2) по существу делает из людей рабов, поскольку реализуя потребность наполнения пустоты, возникшей в результате изъятия «идеального», человек наполняет её жаждой гедонизма, условия для которого старательно создаются и пестуются потребительским устройством современного мира.

По факту, социальное общество Советского Союза, западным миром и советскими диссидентами называемое «империей зла», было самым гуманным и справедливым обществом, просто потому, что человека в нём воспитывали не рабом, а творцом и победителем.

Tags: воспитание, гуманизм, капитализм, либерализм, постмодерн
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments